Байдарка "Онега-2"  в Фиордах Норвежского моря.

 

 

 

Автор отчета и фото
К. Галкин

 

 Неделя в августе 2018 была посвящена ходовым испытаниям новой модели Онега-2  в Фиордах Норвежского моря. Основной интерес был к поведению лодки в условиях волнения и ветра, а также использование лодки для морской  рыбалки. Были проведены специальные тесты  крейсерской скорости на дистанции 3км в прямом и обратном направлении при постоянном ветре и волнении (с учётом отлива)в условиях открытого моря. Курс, скорость и трек лодки отслеживался при помощи навигационного оборудования и фиксировался программами “Гармин” и “Навионикс”.

Байдарка "Онега-2" в Фиордах Норвежского моря

При создании лодки были сомнения и вопросы  к величине прогиба кильсона и бортовых баллонов (закаячивания) корпуса. Прямой изгиб  килевой линии сильно влияет на форму погружённой части корпуса,  на соотношение длины ширины и глубины. Для гладкой воды можно составить определённое предположение о том, какие соотношения скорости и маневренности следует ожидать от формы погружённой части. Но гладкая поверхность и безветрие бывает не всегда. И вот тут-то стоит задуматься над  влиянием внешних сил, которые воздействуют на лодку. Основное факторы влияние на лодку это ветер и волнение, причём  вектора  и величины этих сил могут постоянно меняться. Поведение любого объекта  в таких условиях во многом будет определятся соотношением форм погружённой и надводной частей. Пример, воздушный шарик, просто надутый или надутый и частично заполненный водой перемещаются ветром по воде с разными скоростями. С байдарками тоже самое, чем выше надводная часть тем сильнее воздействие волны и ветра. Существует категория  байдарок (сияки)  с уменьшенной надводной частью и большим (относительно ширины) заглублением килевой линии(осадкой).Как правило полезный объём задаётся в этих лодках за счёт длины. Такие корпуса должны быть жёсткими дабы выдерживать нагрузки от прироста водоизмещения в носовой и кормовой части одновременно. Идеальными на данный момент являются карбон –кевларовые  композитные корпуса , а так-же литые и сварные полиэтиленовые. Преимущество этих лодок в том ,что влияние волны и ветра сводится к минимуму. В этой категории есть и недостатки ,например соотношение длины и ширины  не позволяет иметь достаточного восстанавливающего момента при крене (остойчивости) для использования неподготовленными гребцами. К тому же  правило такие лодки не разбираются поэтому хранение и доставка к месту использования затруднительна. Вторая категория судов, обеспечивающая безопасность в условиях ветра и волнения  это надувные лодки и плоты. Обладая колоссальной остойчивостью и непотопляемостью они способны сохранять свои качества при очень сильных внешних воздействиях стихий. Однако недостатком таких судов является очень плохой  ход, что ставит их в зависимость от ветра и волнения. При создании проекта Онега хотелось , по возможности взять и объединить  некоторые достоинства двух вышеописанных категорий , отказавшись или изменив при этом  их явные недостатки.

Что получилось –то получилось. В целом можно сказать работа проделана не напрасно. Если сформулировать коротко назначение Онеги, то эта лодка для безопасного отдыха на больших водоёмах. Лодка имеет  хороший  ход, не уступающий семейству каркасных байдарок, а при волнении и превосходящих многие из известных моделей. Устойчивость при волнении на курсе бакштаг и бейдевинд превзошли все ожидания, видимо благодаря форме штевней и прогибу выдавленного вниз кильсона, соскальзывание с гребня уменьшилось очень и очень существенно относительно лодок с плоским и жёстким дном. Следует отметить, что на этих же курсах практически отсутствуют диагональные скручивания корпуса лодка ведёт себя стабильно и мягко.

Если сравнивать с похожей моделью Шуя-2  то на курсе левентик (против ветра) удар встречной волны гораздо меньше , соответственно и нет такого хлопка и торможения в гребень. Благодаря увеличенному сечению баллонов в миделе корпус получился очень жёстким(возможно даже избыточно, для того давления 0,45 которое он имеет). Если говорить о попутном курсе то следует отметить , что относительно моделей  Вуокса или Нева при соскальзывании не происходит закапывания носа в догонную волну. Лодка мягко притормаживает, проседая корпусом в гребень. Отдельный момент безопасность. При проектировании этому придавалось особое значение. Корпус имеет 4 автономных отсека высокого давления ,не поперечных как у некоторых видов надувных байдарок, а продольных , позволяющих сохранять форму корпуса для движения вперёд  даже при повреждении одного из них. Объём баллонов в центральной часть позволяет отлить лодку с воды и вернуться  внутрь  даже через борт. Все испытания на больших  открытых акваториях сознательно проводились без фартука. На  переходе длиной 6 км по открытому фиорду  с волной 0,6-0,8м (50мин хода) курс бейдевинд  из лодки в открытом варианте кокпита была слита вода 1.5-1.7л попадающая с вёсел. Это приблизительно 1/300 от её  водоизмещения.

Что касается морской рыбалки, тут всё плохо ловить с большой глубины более 100м неудобно большой дрейф (нужен плавучий якорь) Из-за дрейфа шнур с пилькером(700гр) уходит под большим углом, Удилище разворачивает лодку во флюгерное положение в общем не с руки удобно ловить в заброс, но это клюёт мелочь. Рыбка покрупней начинает разворачивать лодку короче неудобно. Надо думать!

В целом ощущения от изделия позитивные. Учитывая простоту и скорость сборки можно планировать интересные радиальные  маршруты приличной протяжённости  в связке автомобиль лодка на побережье больших озёр или моря.  Не обладая навыками каякинга можно отдыхать в прибрежной зоне достаточно комфортно, обследуя береговые достопримечательности на более протяжённых участках, благодаря хорошей мореходности и безопасности изделия.

Байдарка "Онега-2" в Фиордах Норвежского моря

Размышления по установке парусной системы!

Корпус большой, лёгкой надувной лодки имеет высокий коэффициент  парусности.

Для использования в одноместном варианте из-за изгиба баллона и киля ,при перемещении гребца вдоль оси пустой лодки возникает неприемлемый дифферент, существенно меняющий  центр парусности .

В этом случае следует переносить мачтовую трапецию вперед, что исключает посаду первого номера. Из-за малой осадки требуется увеличение погруженной площади рулевого пера.

Байдарка "Онега-2" в Фиордах Норвежского моря Байдарка "Онега-2" в Фиордах Норвежского моря

Возникают сомнения по поводу целесообразности такой схемы.

Была сделана и испытана парусная система для 2х гребцов без доработки стандартного корпуса.

Использован принцип шпринтового парусного вооружения площадью 2,8 кв/м 

Байдарка "Онега-2" с парусом Байдарка "Онега-2" с парусом

Испытания показали, что при небольшой площади паруса бортового прироста водоизмещения вполне достаточно для комфортного развлечения. В результате тестов установлено, что левый и правый галс  (в зависимости от неподвижного расположения шверта) отличается а пределах 8-10 градусов

В результате тестов